TV TOP Online — фильмы, которые делают нас лучше

КиноПоиск 7.586 IMDB 7.2

Обзор фильма «Человек-амфибия»

Советский кинематограф, вопреки некоторым предубеждениям, был не так уж плох, по сравнению с кинематографами других стран того же исторического периода. Бондарчук, Довженко, Эйзенштейн, Тарковский, Климов, Жалакявичус – перечислять можно долго, и все это имена режиссеров, к творчеству которых очень внимательно относились и относятся кинематографисты разных стран. Особенно, нам удавались фильмы на военную тематику, впрочем, психологические, бытовые ленты тоже, отличались высоким уровнем мастерства.

И только развлекательно-приключенческий жанр упорно не давался советским режиссерам. Удачные картины этой тематики буквально, можно по пальцам пересчитать, хотя, как ни парадоксально, именно они могут служить примером высокопрофессионального качественного кино мирового уровня. Рассмотрение причин этого явления не является целью данной статьи, потому, сразу перейду к картине, которой она посвящена.

Скажу без преувеличения – в свое время, лента Владимира Чеботарева «Человек-амфибия» произвела фурор, среди зрителей Советского Союза, настолько этот фильм был не похож на все, что выпускалось до него. Впрочем, почитав восторженные комментарии на иноязычных форумах зрителей живущих в других странах, я пришел к выводу, что эта картина уникальна в глобальном масштабе, не было, в те времена, ничего подобного, по сюжету и качеству исполнения, ни в одном из других кинематографов. Голливуд, в своих научно-фантастических лентах смаковал две доминирующие темы – нашествие роботов-пришельцев, и угрозу ядерной войны. Европейские же авторы, в те времена, фильмы на научно-фантастическую тематику ставили крайне редко, и в основном, подражали Голливуду. Вот почему романтическая фантазия «Человек-амфибия» был принята с таким восторгом, не только в СССР, но и по всему миру.

Прежде всего, зрителей поражал экзотический сюжет, в основе которого лежит одноименная остро-приключенческая повесть незаслуженно забытого, ныне, писателя-фантаста Александра Беляева. История о больном юноше, которому приемный отец пересадил акульи жабры, а тот, в результате, смог плавать под водой, как рыба, трагедия влюбленности Ихтиандра в прекрасную рыбацкую дочь Гуттиэре, интрига и предательство, романтика и политика – такой букет не может оставить равнодушным никого.

Эффект необычности усиливался столь же экзотическими подводными съемками — это была первая советская картина, в которой широко использовались съемки под водой, и снятые тогда виды морских глубин поражают воображение и сейчас. Вдобавок, композитор Андрей Петров, дебютировавший в фильме, написал прекрасную, абсолютно «несоветскую» музыку, что явилось дополнительным бонусом, привлекавшим зрителей. «Песенку о Морском дьяволе» распевали мальчишки на просторах всего Советского Союза, а электронная музыка, сопровождавшая игры героев в морской пучине, долгое время звучала в различных радиопередачах, посвященных фантастической литературе.

Если же упомянуть актерскую игру замечательных, талантливых молодых актеров, занятых в фильме — Анастасии Вертинской, Михаила Козакова, Владимира Коренева, а их исполнение, несомненно, сделало бы честь любому голливудскому блокбастеру тех лет — то становится понятно, что мы говорим о первом, по-настоящему культовом фильме в СССР.

Отдельно нужно сказать о персонаже Михаила Козакова. Казалось бы, Педро Зурита – обычный самовлюбленный сукин сын, но Козаков играет сложную личность, чьи поступки неоднозначны, и чья любовь к Гуттиэре скрашивает многие подлости им совершаемые. Столь непривычная подача отрицательного персонажа сбивала зрителя с толку, а тут, еще и мужская красота Козакова-Зуриты, которая, вообще, рушила основную традицию советского кинематографа, когда злодей, непременно должен быть отвратного вида — все это придавало сюжету многомерность.

Анастасия Вертинская играет незаурядную девушку, с цельным характером, которая уже поверила, было, что вся ее жизнь должна быть принесена в жертву, во имя любви к отцу, и в оплату его долгов, когда, на ее пути возникает вдруг Он — Принц из глубин Океана, застенчивый Ромео, с громадными глазами и благородным сердцем.

В сущности, вся картина держится на гениальном дуэте – Вертинская-Козаков, именно противостояние их персонажей вращает фабулу, а Коренев-Ихтиандр, будем говорить честно, выглядит мокрым щенком, рядом с этими титанами перформанса.

Пара слов о сверхзадаче фильма. По сути – это карнавал, в киноварианте. Казалось бы, традиция карнавала не имеет корней в русском обществе, что-то подобное мы можем наблюдать разве что на масленицу, но – лишь подобие, многовековая бедность русского народа не способствовала размаху подобных празднеств. То ли дело в Западной Европе, там, еще со Средних веков, относительная сытость общества, массовость средней экономической прослойки выливается в ежегодные красочные шествия, парады, танцевальные состязания и т.п. И, тем не менее, испокон веку, из поколения в поколение, русское искусство романтизирует понятие «карнавала». Задавленные мрачными стенами Петербурга, чиновничьим самодурством Москвы, культурной непритязательностью народа, отсутствием каких-то близких надежд, русские авторы уходят в фантастическое творчество, рисуют свое собственное, выдуманное понятие праздника, с изысканными «нерусскими» именами героев, с атмосферой, в которой угадывается культура не одной, а сразу нескольких европейских стран, в основном — южных.

Смело могу предположить, что даже в странах, где карнавал является важной частью общественной и культурной жизни, не существует столько песен, стихов, пьес, книг, посвященных этому событию, сколько мы имеем в России. Это вечное стремление русского человека – убежать от унылой действительности в выдуманную страну, в Зурбаган, где вечный карнавал, где все лишь влюбляются, поют, танцуют и читают стихи. Лучшие произведения российских романтиков – это описание безудержного, сияющего, сумасшедшего «карнавала», приправленное оттенками тоски и печали, добытыми из закоулков русской души.  Время, место, идеи, характеры – я не устаю повторять мантру, что только сочетание всех перечисленных факторов способно рождать шедевры, и появление в 1962 году фильма «Человек-амфибия», снова подтверждает мою правоту.

Нет доступных ссылок
Нет доступных загрузок

Получать анонсы

Введите Email:

Жанры

Рубрики

Похожие фильмы