TV TOP Online — фильмы, которые делают нас лучше

Сообщить об ошибке

Фильм получил «Сталинскую премию» II степени.

Победа большевиков ничего не значит для интеллигенции в 1917-1918 годах. Только профессор К. А. Тимирязев (по фильму Полежаев) смог проникнутся идеями большевизма и открыто об этом заявить, но все его прежние «друзья» отвернулись от него.

Российские газеты пишут, что Профессор «продался большевикам». Позже большинство этих газет прикроют, при этом будет отмечено: «Почему у вас все опечатки против советской власти?»

Профессор в одиночестве продолжает свою работу. Но встреча со своим старым учеником, который 7 лет был в Сибири (наверное, ссылка) и его товарищами балтийцами меняет жизнь и цели учёного. Он начинает читать лекции «матросне», ну а главное, его книга закончена и ее надо печатать…

Новые друзья из революционеров считают: «Старик, а душа молодая… таких людей надо беречь как зеницу ока»

75-летнего профессора избрали в члены ПетроСовета от моряков Красной Балтики

Из речи Полежаева, произнесённой для бойцов Красной Армии и Флота: «Господа! … вы теперь хозяева и подлинные Господа нашей Родины…

Учёные …они забыли, что воспитывались на средства голодного нищего народа, они теперь ему платят чёрной неблагодарностью, чёрной изменой…

Я счастлив быть его (Ленина) современником.»

Вот интересное дополнение к информации о фильме от «Петербургского дневника» от 27.04.2020

«Инициатива создания фильма принадлежала руководителю студии Адриану Пиотровскому. Сценарий поручили молодому писателю Леониду Рахманову. К съемкам Пиотровский привлек режиссеров Первой комсомольской бригады Александра Зархи и Иосифа Хейфица, только что завершивших комедию «Горячие денёчки».

Первым и главным вопросом встал, кто будет играть профессора Полежаева? Режиссеры отсмотрели множество актеров, прежде всего возрастных. Но все прекрасно играли старость, а как раз этого не требовалось. Зархи и Хейфиц стремились, чтобы в профессоре чувствовались энергия и задор, а зритель ясно видел – герой молод душой. Тогда режиссерам пришла в голову дерзкая идея – пригласить на главную роль Николая Черкасова. На пробах 32-летний актер прекрасно вписывался в режиссерские замыслы. Но сам Николай Черкасов переживал, что груз комедийных ролей, что он играл ранее, повредит его новому образу.

Однажды, воспользовавшись перерывом в съемках, Черкасов решил заглянуть к своему другу дирижеру Евгению Мравинскому. Позвонил в дверь, мать Мравинского отчужденно посмотрела на незнакомого старика: «Евгения Александровича нет дома». И поспешила закрыть дверь. Добрейшая Елизавета Николаевна, знавшая Колю Черкасова чуть ли не с детства, его не узнала! Это была победа! Значит, не зря артист вместе с гримером Антоном Анджаном подбирали грим. Кто-то подсчитал – на это в общей сложности ушло 200 часов…

«Портретное сходство важно – но второстепенно. Главное — характер и его формула. Но не только противоборство молодой души и увядающего тела развертывается перед нами в образе Полежаева. Есть еще важный и напряженный как пружина конфликт, импульс, приводящий в движение мятежную мысль старого ученого. Боязнь одиночества, этого спутника старости. Жизнь Полежаева в эти короткие осенние дни рождения нового мира сливается, по выражению Ромена Роллана, с «движением масс». Жизнь среди масс как бегство от одиночества и победа над ним – в этом глубинный смысл развертывающейся драмы», — вспоминал режиссер Иосиф Хейфиц.

Для режиссеров были важны не только сцены «движения революционных масс», но и частные. Такие, например, как несостоявшийся день рождения главного героя: накрытые столы и никого из гостей. Позицию Полежаева осуждала не только профессура. Обструкцию профессору устроили и студенты.

И вдруг телефонный звонок. Кто это? Оказалось, Ленин хочет поздравить. Полежаев танцует у зеркала, зажигает свет во всей квартире и – вновь молодеет на глазах зрителя.

Партнером Черкасова стал Олег Жаков – исполнитель роли ученика Полежаева — Воробьева. По замыслу режиссеров в нем формула «старость – молодость» работала наоборот. Вроде молодой человек, но ведет себя во всем как старик: сутуловат, плохо видит, шаркающая походка, консервативен во всем.

Иосиф Хейфиц подчеркивал, что один из важнейших моментов в фильме – диалог, в котором Полежаев емко, одной фразой ставит своего ученика на место. На фразу Воробьева «Дарвин этого не говорил!», — ответ: «Вам не говорил, а мне говорил!». Это как короткая вспышка, ярко осветившая пропасть между великим ученым, неважно сколько ему лет, и молодой посредственностью.

На роль студента-большевика Бочарова после недолгих поисков был утверждён прославленный мхатовец Борис Ливанов. Роль матроса Куприянова досталась Александру Мельникову. Обаяние, тонкий юмор, свойственные этому артисту, должны были вызвать симпатии к суровому балтийскому моряку.

Продуманность деталей, чёткая организованность, точное ощущение замысла позволили снять фильм в небывало короткие сроки — за пять месяцев, с августа по декабрь 1936 года. Точная копия зала заседаний Таврического дворца, с трибуны которого выступает Полежаев как депутат Балтфлота, построили в белом ателье «Ленфильма», в бывшем главном зале фешенебельного варьете «Аквариум».

Больше полутора месяцев прожил Черкасов в трехкомнатной квартире профессора Полежаева в съемочном павильоне «Ленфильма» на Кировском проспекте (ныне Каменноостровском). Когда съёмки закончились и плотники начали разбирать «полежаевскую» декорацию и строить на её месте новую, уже для другого фильма, у Черкасова появилось щемящее чувство расставания с родным домом.

Когда фильм был готов, его отправили в Кремль, лично к Сталину. Сохранились воспоминания Хейфица: «В определенный день недели черный ЗИМ нагружают доверху картинами, нашими и зарубежными. Везут в Кремль. Сталину преподносят папку в сафьяновом переплете, а в ней «меню». Сталин просматривает, тычет пальцем в какое-нибудь название, и начинается сеанс». В этот период все съемочные группы ожидают в неведении и волнении. В «Депутата Балтики», по воспоминаниям режиссеров, он ткнул недели через две. Наутро долгожданный звонок в «Совкино». К облегчению режиссеров картину ждала одна правка: «В сцене, где Полежаев после звонка Ленина, обрадованный, зажигает свет во всей квартире, пусть скажет: «Теперь я понимаю, что я не одинок».

«Это и так понятно, все дальнейшее об этом и говорит, даже торжественно подчеркивает. Но Сталин не любит недосказанности…» — рассказывал Иосиф Хейфиц.

На Международной выставке в Париже в 1937 году фильм был удостоен Гран-при и Большой золотой медали. Однако награда так и не дошла до режиссеров. По положению ее должна была оплатить страна, произведение которой вознаграждено. Но у советской делегации не оказалось валюты, золото осталось в Париже.

Артемий Аграфенин.»

https://spbdnevnik.ru/news/2020-04-27/kto-vybral-deputata-baltiki

Нет доступных ссылок
Нет доступных загрузок

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Получать анонсы

Введите Email:

Жанры

Рубрики

Похожие фильмы