TV TOP Online — фильмы, которые делают нас лучше

КиноПоиск 8.062 IMDB 8

Описание фильма «Дни Турбиных».

В 60-е годы ХХ века, когда в общественной и культурной жизни начал формироваться так называемый «застой», среди творческой интеллигенции СССР зародилась модная тенденция – дистанцироваться от правящего режима. Делалось это, конечно же, завуалировано, но так, что практически любой неглупый человек мог догадаться о скрытых мотивах и аллюзиях. Мода эта, получившая название — «кукиш в кармане», породила большое число интересных персонажей в литературе, театре и кино.

Именно благодаря данной тенденции, например, зародился культ «белого офицерства». В художественных произведениях, особенно в кинофильмах, авторы начали всячески романтизировать образы солдат и офицеров Белой армии, подчеркивать их культуру и образованность, и таким образом осуществлялось противопоставление этих персонажей грубым необразованным красноармейцам. Персонажи эти, вели беседы на философские темы, читали прекрасные стихи, пели красивые песни, и в целом, выглядели гораздо более выигрышно, чем их противники из рядов Красной армии. На заднем плане, косвенно, это воспринималось как намек, что правящая элита страны, связанная с большевиками идеологически – недалеко ушла в своих нравах от люмпенов времен гражданской войны. Для маскировки, данная трактовка подавалось как «усложнение образа», «приближение к правде жизни», «уход от штампов» и т.д. и т.п.

На этой волне, мало-помалу, возрождались к жизни книги и пьесы авторов, чья идеологическая платформа в свое время вызывала цензурные ограничения. Одним из таких авторов стал Михаил Булгаков, со своей запрещенной ранее книгой «Мастер и Маргарита». Заодно, большой интерес вызвала пьеса Булгакова «Дни Турбиных», в которой рассказывается об агонии дворянской семьи, обреченной жить в Киеве, во время гражданской войны. В 1976 году замечательный актер и режиссер Владимир Басов поставил по пьесе трехсерийный телевизионный фильм, с тем же названием, и эта работа стала заметной вехой в истории российского кинематографа. Этому способствовали несколько причин.

Во-первых, прекрасная работа Владимира Басова, творчески переработавшего пьесу, изменившего некоторые мизансцены и т.д.
Во-вторых, тот факт, что в фильме занято целое созвездие талантливых актеров, одно перечисление которых, право же, выглядит как зачтение списка лучших из лучших советского кино.
Андрей Мягков — Алексей Васильевич Турбин
Андрей Ростоцкий — Николай Васильевич Турбин
Валентина Титова — Елена Васильевна Тальберг
Олег Басилашвили — Владимир Робертович Тальберг
Владимир Басов — Виктор Викторович Мышлаевский
Василий Лановой — Леонид Юрьевич Шервинский
Сергей Иванов — Лариосик
Владимир Самойлов — Гетман Скоропадский
Глеб Стриженов -генерал фон Шратт

(Хотя, если честно, выбор Мягкова на главную роль в фильме, мне всегда казался ошибкой Владимира Басова. Андрей Мягков чудесный актер, но роль «железного» комдива – категорически не для него. Это мое личное убеждение, и я его не изменю.)
В-третьих – в те годы, на волне уже упомянутой тенденции, в обществе необычайно вырос интерес к «белогвардейской» теме, и, отдельно, к автору пьесы, прекрасному писателю Михаилу Булгакову, чьи произведения, ранее, находились под негласным запретом.
Но в этом интересе, как мне кажется, есть и негативная сторона, тогдашняя атмосфера массового восхваления царского дворянства, и белого офицерства, как его ярких представителей, сыграла дурную службу фильму, послужила его упрощенному восприятию зрителями. Нет, сама работа Владимира Басова мне очень понравилась, и я не испытываю никаких ностальгических чувств в отношении большевиков и Красной армии. Но роман «Белая гвардия» (аналог пьесы), мне кажется, много сложнее, по своей идее, чем просто описание трагедии семьи прекраснодушных дворян, запертых в Городе*, который еще вчера был родным и знакомым, и, внезапно, стал чужим и враждебным.

Общеизвестно, что самому Булгакову были присущи те черты, которыми он наделял своих персонажей – снобизм, презрение к черни и т.п. «Да, я не люблю пролетариат» — гордо говорит профессор Преображенский, герой другого фильма по повести М.Булгакова, «Собачье сердце». И зрители с упоением аплодировали этим словам, разделяя авторскую позицию. Увы, в этом случае, политическая сиюминутная идея сработала как шоры на глазах. Современный читатель и зритель, глядя с высоты исторической перспективы, уже может и должен критически оценивать данные качества. Легко, с этой точки зрения, проследить четкую связь между окончательной победой большевиков, в гражданской войне, и пренебрежением к плебсу, которым массово грешили представители противной стороны. Разрыв с народом, как ни шаблонно это прозвучит — вот в чем заключена трагедия белого офицерства. Нельзя победить в гражданской войне, когда ты ненавидишь практически все население страны, вот главная идея романа «Белая гвардия» и фильма «Дни Турбиных». Идея, которую, вполне возможно, не осознавал даже сам Булгаков, по причинам личного характера, на которые я указал выше, но которая, легко прочитывается, сегодня, благодаря его писательскому таланту. Такое часто бывает в искусстве, большой талант говорит больше, чем задумывал сказать сам автор.

Нет доступных ссылок
Нет доступных загрузок

Получать анонсы

Введите Email:

Жанры

Рубрики

Похожие фильмы