TV TOP Online — фильмы, которые делают нас лучше

Нолан и «Бэтмен: Начало»

20.02.2019

Нолан и Бэтмен НачалоКраткий обзор фильма «Бэтмен: Начало» (Batman Begins). Цикл фильмов о Бэтмане, начатый в 1989 году Тимом Бартоном, исчерпал себя после четырёх картин из-за перегруженности декорациями, всё более навороченными костюмами и упора на мельтешение и шум. То, что любой кинематографист может сейчас возродить персонаж комикса и его ретро-футуристичный мир Города Простаков, чудом не назовёшь. Но то, что Кристофер Нолан превратил фильм «Бэтмен: Начало» (Batman Begins) в такую остроумную, непопсовую, наводящую на раздумья и проникающую глубоко внутрь вещь, — это изумительно. Бэтман поистине начинает снова.

Предыдущие два фильма Нолана определённо подготовили нас к ожиданию неожиданного. «Помни» (Memento) и Бессонница (Insomnia) — зачаровывающие триллеры, в которых тщательный сценарий закладывал основу для сложного развития персонажей, захватывающих событий и запоминающихся образов. Теперь Нолан демонстрирует способность придать этот интеллект летнему развлекательному фильму.

Бэтман всегда означал солидные кассовые сборы для Warner Bros. Pictures, и Бэтман начинает не будет исключением. То, как юные поклонники воспримут неспешное развитие событий и предысторию своего героя, определит и то, насколько большими будут сборы этого знаменательного фильма. А он заслуживает повторного просмотра, поскольку некоторые детали оказываются заметными лишь со второго раза.

Кристиан Бэйл тонко и увлечённо играет героя, разрываемого чувством вины, злостью и страхом, который ищет пути превращения этих отрицательных эмоций в положительную силу борьбы со злом. Первая половина фильма последовательно и реалистично показывает нам, как человек, известный как Брюс Уэйн, дошёл до двойной жизни обеспеченного плейбоя и его второго я, мрачного ночного мстителя.

После чёрно-белого вступительного эпизода фильм немедленно представляет нам Брюса Уэйна в два периода его жизни: 8-летнего пацана, которому предстоит испытать свой первый приступ страха и изменившую всю его жизнь травму, став свидетелем убийства его родителей, а затем заблудшую душу в адской дальневосточной тюрьме. Улицы Готэма напоминали ему об убийстве его родителей, и Брюс отправился путешествовать по миру, чтобы познать школу жизни.

Из тюрьмы его спасает таинственный воин по имени Дюкард (Лайам Нисон), который учит Брюса управлять своими чувствами и даёт ему моральную и физическую силу для борьбы с его врагами. Через некоторое время Дюкард признаётся, что хочет, чтобы Брюс вступил в Лигу Теней, подпольное движение борцов за справедливость, возглавляемое Разом эль-Гулом (Кен Ватанабе). Когда Брюс отказывается бороться злом со злом, он становится смертельным врагом Лиги.

Брюс возвращается домой, чтобы поселиться в загородном имении своих родителей с верным дворецким семьи Альфредом (всегда к вашим услугам Майкл Кейн), который принимает на себя роль лакея и наставника. Брюс обнаруживает некогда благотворительную отцовскую Wayne Enterprises в руках жадного генерального директора Ричарда Ирла (Рутгер Хауер), а прекрасная брюсовская подруга детства Рэчел (Кэти Холмс) стала помощником окружного прокурора.

Готэм — город с футуристическими элементами, и в то же время он навеивает ассоциации с Эпохой Депрессии. (Вспомним, что Бэтман впервые появился в DC Comics в 1939 году). Старый город опустошён преступной группировкой под предводительством Кармина Фальконе (Том Уилкинсон). Кажется, под его властью полгорода. Единственный явно честных коп, Джим Гордон (Гэри Олдман), жалуется, что ему некому передавать плохих ребят.

Постепенно складывается образ Бэтмана, борца-одиночки за справедливость. Брюс обнаруживает, что подразделение Компании Уэйна Applied Sciences, возглавляемое изобретательным Люциусом Фоксом (Морган Фриман), разработало все необходимые приспособления для борьбы с преступностью. Начиная с защитного костюма из почти непроницаемого бронежилета до неразрушимой машины, которая становится Бэтмобилем. Пещерой Бэтмана оказывается настоящая пещера, сырое и тёмное логово под юго-восточным крылом его поместья, в котором устраиваются на ночлег летучие мыши.

Бэтман начинает свою кампанию против коррупции ударом в сердце преступной империи Фальконе. Но вскоре он узнаёт, что более зловещая сила угрожает разрушить Готэм, сила, возглавляемая коварным психиатром и медиком- экспериментатором д-ром Джонатаном Крэйном (Силлиан Мёрфи) и поддерживаемая его старыми приятелями по Лиге Теней.

Драки и погони разворачиваются на мрачном, дождливом, пропитанном страхом ландшафте городской анархии. Главное оружие, которое все используют, — это страх. Преступная группировка внушила такой ужас горожанам, что никто не даёт отпор. Бэтман использует костюмы и приёмы, чтобы обернуть этот страх на преступников, которые должны столкнуться с существом, производящим впечатление сверхъестественного, врагом, исчезающим прежде, чем они моргнут глазом.

Нолан и соавтор сценария Дэвид Эс. Гойер сохраняют последовательность и рациональность истории, несмотря на то, что она ведёт своё происхождение из комикса. Героизм Бэтмана вырастает из чёткого планирования и психологии, а не от сверхчеловеческих способностей. Драки составлены из быстрого монтажа крупных планов, что выражается в бешеном ритме. Автомобильная погоня похожа на кадры местных теленовостей — за исключением, конечно, способности Бэтмобиля скакать по крышам.

Точно так же художник-постановщик Натан Кроули и оператор Уолли Пфистер создают кошмар ночного города, отдающий отчаянием. Ответственность за музыку разделили два ведущих кинокомпозитора, Ганс Циммер и Джеймс Ньютон Говард, так что трудно понять, кого винить за шизофрению, в которой главные темы воодушевляющие и запоминающиеся, но в большинстве сцен звукоряд слишком громок. Костюмы Линди Хемминг потрясающе отражают различные слои общества, а обмундирования героев и злодеев — альтернативную реальность.

Жанры