TV TOP Online — фильмы, которые делают нас лучше

КиноПоиск 7.117 IMDB 6.8

«Сказки Пьера Паоло Пазолини про Арабские ночи»

Рецензия на фильм «Цветок тысяча и одной ночи» (Il fiore delle mille e una notte).

Фильм «Цветок тысяча и одной ночи» Пьера Паоло Пазолини, в свое время стал яблоком раздора для кинокритиков. С одной стороны, картина получила приз жюри Каннского кинофестиваля, а ведь о таком успехе, всю жизнь мечтает каждый режиссер, с другой – множество критиков называли ленту примитивной, играющей на низменных чувствах зрителей, и даже обвиняли автора в пропаганде педофилии.

Признаюсь, я не большой любитель творчества маэстро Пазолини, у меня с ним разногласия идеологического характера, но в данном случае, мои симпатии целиком на стороне режиссера. Мне кажется, критики картины позволили предвзятости, в их душе, взять верх над здравым смыслом, они не увидели первобытную чистоту и простоту героев, вздумали оценивать их с точки зрения современной морали, что является, на мой взгляд, большой ошибкой. Ведь речь идет о сказке, уходящей своими корнями в древность, в ту эпоху, когда понятия морали, скажем, несколько отличались от современных. Пазолини взял за основу сценария «Сказки 1001 ночи», а каждый взрослый человек знает, что существуют две редакции этого произведения, одна – адаптированная для детей, и другая – которой не коснулась рука цензора. И вот этот второй, оригинальный текст, сделал бы честь многим эротическим изданиям современности, настолько часто там встречаются подробные, живые описания сцен сексуального характера.

Собственно, не только арабские, но и неадаптированные сказки любого народа, представляют собой сборник полуприличных и неприличных анекдотов, это вам скажет любой исследователь фольклора. Люди веками передавали из уст в уста истории, которые их волновали, развлекали, смешили, и часто, в этих коротких рассказах, эротике, местами переходящей в порнографию, предоставлялась львиная доля сюжета, что вполне естественно. Взрослый человек, возмущающийся показом подобных пикантных деталей, выглядит в моих глазах абсолютно так же, как если бы кто-то пытался уверить меня, что детей находят в капусте. Пьер Пазолини, определенно ставил фильм для взрослых, пусть и со сказочным сюжетом, и уж его то, трудно упрекнуть в незнании процесса детопроизводства.

Интересен подбор исполнителей, занятых в картине на главных ролях – юные актеры меньше всего похожи на интерпретаторов, кажется, что они играют самих себя. Да, их игра незамысловата, они не акцентируют излишнего внимания на ключевых точках диалогов, но именно эта естественная простота обычного человеческого поведения и подкупает зрителя, заставляет его поверить в истинность сюжета. В сценах эротического характера, жесты юных актеров настолько безыскусны и целомудренны, что только извращенец, мне кажется, может назвать происходящее на экране пропагандой порнографии или педофилии.

К тому же, не стоит забывать, речь идет о Востоке, где испокон веку, возраст 13-14 лет считался нормальным для начала половой жизни. Пазолини пощадил зрителей, его герои выглядят на шестнадцати-семнадцатилетних, и я считаю, такой компромисс смотрится вполне здраво, ведь если бы он пошел на поводу у ханжей, и задействовал, допустим, двадцатилетних профессиональных актеров – большая часть сказочного очарования пропала бы, растворившись в дыму политкорректности. Мы, в своем цивилизованном мире, уже насмотрелись на политкоректные постановки «Ромео и Джульетты», где четырнадцатилетних, по сюжету, любовников играют тридцатилетние звезды кино и театра, да к тому же одного пола. О, да, нас, современных зрителей, уже ничем не удивить, мы приучены к постоянному изменению точек зрения в искусстве, порой, у меня даже создается впечатление, что постановщики соревнуются – кто из них больше канонов нарушит в очередной своей интерпретации давно знакомых вещей. В чем-то, они, несомненно, правы — какие могут быть условности в искусстве, которое само является условным отображением действительности? Мы стали вполне способны закрывать глаза на некоторое несоответствие возраста, цвета кожи, и даже пола актера привычным канонам. Но, иногда, кажется, что все вокруг заняты лишь поисками «изюминок», практически не осталось простых и ясных работ, как базы, как основания, на котором должно строиться все остальное «гастрономическое» излишество. И приходит тоска, по старой классической школе, когда идя на спектакль, ты был уверен, хотя бы, что отца и дочь, к примеру, будут играть разнополые актеры соответствующего возраста!
Возвращаясь к сюжету фильма «Арабские ночи» нужно сказать, что он прост, как все жизненные истории: любовь молодых людей, утрата возлюбленной, поиск и приключения, а в финале, воссоединение любящих сердец. Трудно судить, что получилось бы у режиссера, вздумай он снимать картину с таким сюжетом в привычном «голливудском» сказочном стиле – с роскошными дворцами, прекрасными принцессами, дорогими спецэффектами и прочей знакомой атрибутикой. Но в этой части, маэстро Пазолини решил нарушить каноны – и выиграл. Практически полное отсутствие декораций, удивительная, в своей наивности, игра юных актеров, нецензурированный показ безыскусных сексуальных утех героев – все это придает фильму замечательный пряный вкус, что и отметило жюри Каннского фестиваля, вручив ему в 1974 году главный приз. И если бы мне нужно было дать классическое определение «сказки для взрослых», я бы, не колеблясь, назвал ленту «Арабские ночи» Пьера Паоло Пазолини.

Нет доступных ссылок
Нет доступных загрузок

Получать анонсы

Введите Email:

Жанры

Рубрики

Похожие фильмы