TV TOP Online — фильмы, которые делают нас лучше

Сообщить об ошибке

«Можно стереть любовь из памяти. Выкинуть из сердца — это уже другая история»

Казалось бы, что можно придумать интересного после таких фильмов, как «Ванильное небо» или тот же «Эффект бабочки», к примеру? Осталось только пригласить на главные роли Джима Кэрри, сделав из него милого небритого интеллигента неопределенного возраста и не менее неопределенной степени алкогольного опьянения, как кажется на первый взгляд, и Кейт Уинслет, которой совершенно неожиданно удалось перевоплотиться в девчонку из соседнего подъезда с кислотно-синими волосами в нелепом оранжевом свитере. Первое время ожидаешь от главного «комедианта» то ли затаенной, как он умеет — краешком губ, улыбки, больше похожей на ухмылку, то ли какой-нибудь эдакой штуки, нелепой и смешной. Но герой Кэрри действительно нелеп, неуклюж и от этого по-особенному трогателен. Он неуверенно делает каждое движение, словно просчитывает его, неуверенно и мало говорит, — больше думает и записывает в свой дневник. Иногда рисует забавные шаржи. Он не застенчив, нет — скорее это ощущение пустоты в окружающем мире, в котором — герой почти уверен в этом — нет ничего, способного привлечь его внимание. Да и о любви он говорит неохотно, словно отдавая странному чувству должное — «Какой же я влюбчивый — влюбляюсь, чуть кто обратит на меня внимание». В этой фразе — подтекст всех действий героя, действий вторичных, ведь что бы он не делал — это его реакция на чужие поступки и чужие слова. Из него слова не вытянешь, поскольку герой считает свою жизнь малоинтересной, непримечательной, да и вообще — лучше поговорить о ком-нибудь другом. Взлохмаченный, небритый Кэрри похож на щенка, которому так и не удалось стать грозой местной округи. Он — милый, как говорит девушка со странным «волшебным» именем Клементина. Героиня Уинслет любит красить волосы в яркие цвета, болтать ни о чем и лежать на льду рядом с Джоэлем (Кэрри), взявшись за руки. Взбалмошное, совершенно нелогичное в своих действиях существо, за нарочитой наглостью скрывающее собственные страхи и боязнь одиночества. На первый взгляд, да и если быть честной, на протяжении всего фильма, меня не покидало ощущение, что герои не просто непохожи друг на друга — они абсолютно разные. Созданные актерами образы великолепны, логически выстроены и продуманы. Но вместе они вызывают ощущение ассиметрии. Может, такова задумка режиссера, но я акцентировала внимание при просмотре на истории героя, не принимая во внимание переживания Клементины.

Совместное проживание заводит героев в тупик, потеря душевного спокойствия из-за невозможности преодолеть быт, толкает героиню на малодушный поступок: она стирает воспоминания о Джоэле, прибегнув к помощи корпорации «Лакуна». Потерянному и сбитому с толку Джоэлю удается выяснить подробности. Прибегнув к услугам той же компании, герой решается навсегда вычеркнуть из памяти дорогой сердцу образ. Но во время процедуры осознает содеянное и отчаянно пытается сохранить Клементину для себя, пряча ее в самых потаенных уголках, в собственных страхах, унижениях, позоре. Картины прошлого сменяются перед глазами, а герой все бежит, держа за руку ту, от воспоминаний о которой хотел избавиться. Но образы тают один за другим, а Джоэль понимает, что пытается скрыться от самого себя.

Характер картины надрывный, оставляет после себя ощущение некоторой грусти. Тона фильма блеклые, словно припорошенные инеем. Сквозь эту пелену неожиданно пробиваются настоящие эмоции, настоящее отчаяние и тоска. И — одинокий, непонятый самим собой герой, в глазах которого застыл вопрос. На этот вопрос он и ищет ответ на протяжении всей картины. Не столь важно, на мой взгляд, воссоединение Джоэля и Клементины, сколько осознание себя героями.

«Благословенны забывающие, ибо не помнят они собственных ошибок»

 

Интересные факты.

  1. Идея сюжета возникла  в голове у Мишеля Гондри после общения с артистом Пьером Бисмутом, который сказал следующее: Ранним утром вы открываете свой почтовый ящик и получаете следующее послание «Тот, кого вы знали, только что стер вас из памяти…».
  2. Оригинальное название фильма «Eternal Sunshine of the Spotless Mind» представляет собой цитату из поэмы Александра Поупа «Элоиза Абеляру» (1717), смысл и ритм которой более точно передаётся на русском языке фразой «Сиянье вечное беспечного ума».
  3. Сцены в поезде отсняли в реальном вагоне без всяких  декораций.
  4. Фамилия медсестры Мэри не было в финальных титрах, но если внимательно смотреть фильм, то можно заметить кадр, в котором ее можно узнать. Эта фамилия звучит как Свево. Она была выбрана отнюдь не просто так, а в честь итальянского писателя Итало Свево, активно изучавшего работы Зигмунда Фрейда и верившего, что сумел вступить с ним в переписку.
  5. Актеров поощряли импровизировать на съёмочной площадке, чем они с превеликим удовольствием и занимались.
  6. В эпизоде, происходящей в голове Джоэла, когда главный герой наблюдает за процессом стирания памяти, в кадре видно два Джоэла. Съемку эпизода сделали без применения спецэффектов, а был использован трюк с быстрым переодеванием. Почти все спецэффекты фильма — некомпьютерные. На DVD-версии фильма показаны все секреты съемок.
  7. Гондри придумал уникальную систему управления камерами, во время съемок. Он разрешил актерам делаь так, как они сами хотят, а сам при этом руководил операторами, с каждым из которых общался через наушники. Сам Гондри наблюдал за процессом удалённо следя лишь за изображением, передаваемых с камер. Благодаря такому подходу Кейт Уинслет призналась, что данный эксперимент пришелся ей понравился, и она смогла ярче раскрыть образ своей героини.
  8. Сюжете, где идет парад слонов, сняли случайно, Кейт увидела его в окно и они со всей съемочной группой и актерами побежали снимать слонов.
  9. Любимым моментом картины для Мишеля Гондри была сцена с внезапным исчезновением Клементины. Керри не знал об этом, и поэтому когда Кейт исчезла, лицо Джима выражает настоящий страх и непонимание происходящего.
  10. Фильм получил Премия «Оскара» за лучший оригинальный сценарий — Чарли Кауфман, Мишель Гондри, Пьер Бисмут.

Вечное сияние чистого разума
Вечное сияние чистого разума
Вечное сияние чистого разума
Вечное сияние чистого разума
Вечное сияние чистого разума
Вечное сияние чистого разума
Вечное сияние чистого разума
Вечное сияние чистого разума
Вечное сияние чистого разума
Вечное сияние чистого разума
Вечное сияние чистого разума
Вечное сияние чистого разума
Вечное сияние чистого разума
Вечное сияние чистого разума
Вечное сияние чистого разума
Вечное сияние чистого разума
Вечное сияние чистого разума
Нет доступных ссылок
Нет доступных загрузок

Получать анонсы

Введите Email:

Жанры

Рубрики

Похожие фильмы